ИНФОРМАЦИЯ о состоянии борьбы с коррупцией в Хомутовском районе Курской области за период 1 полугодия 2019 года

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии борьбы с коррупцией

в Хомутовском районе Курской

области за период 1 полугодия 2019 года

 

Сообщаю о том, что за период 1 полугодия 2019 года прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, в том числе при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, выявлено 56 нарушений требований закона, в том числе 26 незаконных правовых актов, для устранения выявленных нарушений прокурором принесено 26 протестов, 24 из которых рассмотрены и удовлетворены, 2 остаются на рассмотрении.

НПА, содержащие коррупциогенные факторы, не выявлялись, поскольку 23 коррупциогенных фактора были исключены из проектов НПА в результате поданных прокурором района замечаний.

Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора в данной области правоотношений внесено 13 представлений об устранении выявленных нарушений требований закона по результатам рассмотрения которых 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности

Качество допускаемых нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции изменилось, незначительно ухудшилось качество подготавливаемых документов органами местного самоуправления, в связи с чем, выявлено большее количество нарушений, и соответственно количество принятых мер прокурорского реагирования по отношению к выявленным нарушениям.

Органами местного самоуправления района в целях противодействия коррупции приняты правовые акты, регламентирующие проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов

Проекты нормативно-правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, в целях проведения антикоррупционной экспертизы своевременно направляются в прокуратуру района.

За 6 месяцев 2019 года прокурором района в связи с выявленными коррупциогенными факторами в проектах нормативно-правовых актов внесено 17 замечаний, которые рассмотрены и учтены при принятии нормативных правовых актов.

Прокуратурой района проанализированы действующие НПА органов местного самоуправления района с точки зрения их достаточности для целей правового регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции. Территориальные программы (планы) противодействия коррупции реализуются надлежащим образом, органами местного самоуправления принимаются меры по профилактике коррупционных правонарушений.

Установлено, что в администрациях Калиновского и Дубовицкого сельсоветов Хомутовского района Курской области отсутствовали нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок применения представителем нанимателя (работодателем) взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес глав Калиновского и Дубовицкого сельсоветов Хомутовского района 10.06.2019 внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые находятся на рассмотрении.

Кроме того, прокуратурой района на систематической основе осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления и приведением их в соответствие с федеральным законодательством.

При проверке в порядке мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления района, регулирующих вопросы противодействия коррупции выявлены следующие нарушения.

Так, прокуратурой Хомутовского района изучено постановление Администрации Ольховского сельсовета Хомутовского района Курской области от 25.09.2012 № 72 «О Порядке увольнения лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Ольховского сельсовета Хомутовского района, в связи с утратой доверия» (далее – Порядок).

Установлено, что в нарушение ст. 193 ТК РФ закреплено, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения за утрату доверия применяется  не  позднее  одного  месяца   со  дня поступления   информации   о   совершении   муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его  отсутствия  на муниципальной службе (работе) по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному   поведению муниципальных  служащих и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Аналогичные нарушения выявлены в нормативных правовых актах еще 5 муниципальных образований района, в связи с чем, 07.05.2019 прокурором района незаконные нормативно-правовые акты опротестованы, протесты рассмотрены, удовлетворены.

Кроме того, прокуратурой Хомутовского района изучено постановление Администрации Гламаздинского сельсовета от 31.12.2014 № 32 «Об утверждении Порядка применения к муниципальным служащим взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона № 25-ФЗ» (далее – Постановление).

Установлено, что в п. 3 Постановления, содержащем основания для применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», отсутствует основание, предусмотренное п. 2.1 ч. 3 ст. 27.1 данного закона.

Также, указанное Постановление не содержало требований, закрепленных ч. 7 ст. 27.1 «О муниципальной службе в Российской Федерации», о включении органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий проходил муниципальную службу, сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Помимо прочего, в нарушение ст. 193 ТК РФ в п. 5 Постановления было закреплено, что взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, а по результатам ревизии, проверки финансово- хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – не позднее двух лет со дня совершения коррупционного правонарушения.

Аналогичные нарушения выявлены еще в 6 нормативных правовых актах муниципальных образований района, в связи с чем, 07.05.2019 прокурором района незаконные нормативно-правовые акты опротестованы, протесты рассмотрены, удовлетворены.

В ходе изучения прокуратурой района постановления Администрации Калиновского сельсовета от 02.10.2017 № 75 «Об утверждении Положения о порядке получения муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Администрации Калиновского сельсовета, разрешения Главы Калиновского сельсовета на участие на безвозмездной основе в управлении отдельными некоммерческими организациями» (далее – Постановление), установлено, что в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в п. 2 Положения был закреплен не полный перечень предусмотренных законом исключений при запрете занятия предпринимательской деятельностью, в связи с чем, указанное Положение в действующей редакции противоречило требованиям законодательства Российской федерации и подлежало изменению.

Аналогичные нарушения выявлены еще в 7 нормативных правовых актах муниципальных образований района, в связи с чем, 07.05.2019 прокурором района незаконные нормативно-правовые акты опротестованы, протесты рассмотрены, удовлетворены.

Кроме того, прокуратурой района изучено Решение Собрания депутатов Сальновского сельсовета Хомутовского района Курской области от 28.03.2018  № 21/73-2 «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Сальновский сельсовет» Хомутовского района, в связи с утратой доверия».

Установлено, что в нарушение ст. 193 ТК РФ в п. 7 Решения было закреплено, что решение об увольнении лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается Собранием депутатов Сальновского сельсовета не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного нарушения, не считая периода временной нетрудоспособности лица, замещающего муниципальную должность, пребывания в отпуске, других случаев неисполнения должностных полномочий по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения материалов, но не более шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного нарушения в совокупности.

Аналогичные нарушения выявлены еще в 4 нормативных правовых актах муниципальных образований района, в связи с чем, 07.05.2019 прокурором района незаконные нормативно-правовые акты опротестованы, 2 протеста рассмотрены, удовлетворены, 2 находятся на рассмотрении.

Прокуратурой района за 6 месяцев 2019 года выявлены факты нарушения должностными лицами установленных антикоррупционным законодательством обязанностей, запретов и ограничений.

Так, в ходе проверки полноты и достоверности предоставленных сведений о доходах муниципальными служащими Ольховского сельсовета установлено, что заместитель главы Ольховского сельсовета Клиндухова Р.Д. имеет в собственности 3 земельных доли в общей площадью 126000 кв.м., а также ее супруг имеет в собственности 1 земельную долю площадью 42000 кв.м., которые предоставляются ими в аренду. Однако, доход, полученный от договоров аренды земельных долей, который составил за 2018 год у заместителя главы Ольховского сельсовета Клиндуховой Р.Д. 19200 рублей, а также у ее супруга 6400 рублей, в сведениях о доходах муниципального служащего и ее супруга, не был отражен.

Кроме того, на момент проверки – 07.05.2019, начальником финансово-экономического отдела администрации Ольховского сельсовета Брынцевой Л.Н. сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2018 год в Администрацию Ольховского сельсовета предоставлены не были, что недопустимо.

Аналогичные нарушения выявлены еще в 3 муниципальных образованиях района, в связи с чем, прокурором района в адрес глав 4 муниципальных образований 10.06.2019 внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которые находятся на рассмотрении.

Факты неисполнение обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами муниципальных образований не устанавливались.

За 6 месяцев 2019 года прокурором района в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям коррупционной направленности не направлялись и не рассматривались.

Как показало проведениеантикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов основными коррупциогенными факторами, выявленными прокуратурой района, являются: «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции» и «широта дискреционных полномочий».

Так, например, прокуратурой района при изучении проекта административного регламента предоставления Администрацией Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории сельского поселения, в собственность или аренду на торгах» установлено, что пунктом 2.4.1. Проекта было закреплено, что общий срок предоставления муниципальной услуги составляет не более  125  календарных дней со дня регистрации заявления. Пункт 2.4.2 Проекта предусматривал, что выдача решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, осуществляется в течение 2 рабочих дней. Однако, редакция пункта 2.4.2 Проекта не позволяла однозначно определить момент начала исчисления двухдневного срока, что могло повлечь произвольное толкование должностными лицами порядка реализации своих властных полномочий. Таким образом, анализируемый пункт Проекта содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 (далее – Методика) - широта дискреционных полномочий.

Кроме того, подпункт 1 пункта 2.10.2.1 Проекта устанавливал, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О кадастровой деятельности».

Однако, пунктом 1 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, пп. 1 п. 2.10.2.1 Проекта противоречил положениям пп. 1 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в части ссылки на Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «д» п. 3 Методики – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

В связи с выявленными нарушениями 27.01.2019 на указанный проект нормативно-правового акта прокурором района внесено замечание, которое рассмотрено и учтено при принятии нормативного правового акта.

Фактов отклонения актов прокурорского реагирования не имелось.

Заявления в суд в связи с неудовлетворением требований прокурора не направлялись и не рассматривались.

Сферой законодательного регулирования, в которой выявлено наибольшее количество коррупциогенных факторов, является использование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельными участками. В связи с выявленными нарушениями на незаконные проекты нормативно-правовые акты прокурором района внесены замечания, которые рассмотрены и учтены при принятии нормативных правовых актов.

За 6 месяцев 2019 года на территории Хомутовского района зарегистрировано 1 преступление коррупционной направленности. Динамика преступности отрицательная.

За 6 месяцев 2019 года ущерб по уголовному делу о коррупционном преступлении, оконченному производством, составил 123237,08 рублей, который возмещен в полном объеме.

В отчетный период изучено 1 уголовное дело коррупционной направленности, по результатам изучения утверждено обвинительное заключение, уголовное дело направлено в суд.

Приговором судьи Хомутовского районного суда Курской области  от 18.03.2019 Барышников В. Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160  УК РФ, и ему назначено наказание за совершенное преступление в виде лишения свободы сроком на 1 год 06 месяцев, с применением ст. 73 УК РФ, условно, с ИС- 1 год, без штрафа и ограничения свободы.

Ущерб, причиненный преступлением в сумме 123 237 рублей, погашен самостоятельно обвиняемой в ходе следствия.

Приговор обжалован не был и вступил в законную силу.

За 6 месяцев 2019 года в СМИ на сайтах органов местного самоуправления Хомутовского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано 10 выступлений прокурора Хомутовского района, посвященных работе прокуратуры района по противодействию преступлениям и правонарушениям, связанным с коррупционными проявлениями.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех её проявлениях является основополагающей задачей правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации и работа на данном направлении будет усилена в дальнейшем.

 

 

Прокурор Хомутовского района

старший советник юстиции                                                                           А.А. Петров